Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Создание кабинета психолого-педагогической помощи в ДОУ требует продуманного подхода к выбору оборудования и материалов. В нашем опыте мы внедрили использование современного оборудования, включая столы для песочной анимации, многофункциональные столы и мультимедиа.
Столы для песочной анимации являются одним из важнейших инструментов в работе с дошкольниками. С помощью песочной терапии дети могут выразить свои эмоции, переживания и даже решать психологические проблемы через игру. Песочная анимация способствует развитию мелкой моторики, координации, а также эмоциональной зрелости, позволяя детям безопасно исследовать свои чувства и мысли.
Многофункциональные столы предоставляют широкие возможности для организации занятий и игр. Они могут быть использованы как для индивидуальной, так и для групповой работы, адаптируясь к различным задачам. На таких столах предусмотрены детали, позволяющие легко менять игровой или учебный контекст, что значительно увеличивает вовлеченность детей в процесс.
Использование мультимедийных систем в кабинете позволяет интегрировать современные технологии в психологическую работу с детьми. Мультимедиа ресурсы обогащают занятия, делая их более увлекательными и интерактивными. Дети могут слушать аудиозаписи, смотреть видео и активно участвовать в обсуждениях, что помогает создавать эмоционально насыщенную атмосферу.
В первую очередь, созданное пространство, удовлетворяет потребности детей, и становится площадкой для взаимодействия родителей и педагогов. Это предполагает активное использование кабинета педагога-психолога не только для индивидуальной работы с детьми, включая детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), но и для проведения мастер-классов и консультаций для родителей. Современные образовательные подходы подчеркивают важность сотрудничества между семьей и образовательным учреждением.
Кабинет психолога служит для проведения различных мероприятий, таких как мастер-классы на темы эмоционального воспитания, коммуникации и преодоления конфликтов. Эти мероприятия помогают родителям лучше понять развитие своего ребенка, а также освоить практические техники взаимодействия с ним. Используя комфортную и дружелюбную атмосферу, родители получают необходимые знания и навыки, которые они смогут применять в повседневной жизни.
Важной частью работы профессии педагога-психолога является непосредственное сотрудничество с детьми. Специально организованное пространство для игры и творчества позволяет проводить сеансы песочной анимации, арт-терапии и другие виды деятельности, которые подходят для детей с ОВЗ. Использование многофункциональных столов и мультимедийных устройств делает обучение более увлекательным и интерактивным, что способствует лучшему восприятию информации и развитию различных навыков у детей. Таким образом, обустройство уголка для творчества не только развивает художественные навыки, но и помогает в социальном взаимодействии, что особенно важно для детей с особыми потребностями.
Также стоит отметить важность профессионального роста педагогов, который осуществляется через внедрение новых технологий и приемов работы с детьми. Регулярно проводимые тренинги для педагогов помогают им осваивать новые методики, делиться успешным опытом и осмысленно подходить к разнообразным ситуациям в процессе воспитания и обучения. Участие педагогов в таких тренингах создает культуру профессионального развития и обмена опытом, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве образования.
Дополнительно, значительно расширяет горизонты сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Приглашая к себе МОУ СОШ № 14 и «Санаторную школу-интернат № 1 г. Воркуты» на мастер-классы, ДОУ создаёт платформу для обмена опытом и ресурсами. Такие взаимодействия помогают не только как обменяться знаниями, но и формируют единую образовательную среду, где каждая сторона может извлечь пользу из общения и взаимодействия. Это позволяет более глубоко изучить особенности работы с детьми, особенно с учетом разнообразия методов и подходов, использующихся в разных учреждениях.
Таким образом, создание положительной психолого-педагогической среды в ДОУ имеет комплексный подход. Это позволило в 2023-2024 году принять участие и продемонстрировать опыт в Региональном этапе XI Всероссийского конкурса Лучшая инклюзивная школа России – 2024» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад», и завоевать первое место в Республике Коми.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Кабинет учителя-логопеда в детском саду предназначен для создания условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Кабинет условно поделен на зоны:
- Диагностический блок. Содержит материалы для логопедического обследования.
- Организационно-планируемый блок. Содержит перечень документов.
- Коррекционно-развивающий блок. Условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, интерактивное оборудование, которые стимулируют речевое развитие детей:
- Центр развития артикуляционной моторики. Содержит предметные картинки для проведения гимнастики с стихотворным сопровождением.
- Центр развития речевого дыхания и голоса. Содержит тренажёры, игры, вертушки, которые способствуют развитию речевого дыхания и голоса.
- Центр развития фонематического слуха. Содержит игры, картинки, пособия для развития фонематического слуха.
- Центр развития мелкой моторики. Включает в себя игры, тренажёры, массажёры, которые способствуют развитию мелкой моторики.
- Центр развития высших психических функций. Включает в себя игры, пособия, тренажёры для развития памяти, мышления, а также развития интеллектуальных способностей.
- Центр развития звукопроизношения. Содержит литературу, рабочие тетради, картинный материал, постановочные зонды для постановки звуков, автоматизации, дифференциации звуков в речи. 1
- Центр развития лексико-грамматического строя речи. Включает в себя литературу, картинный материал для расширения словарного запаса, словообразования, словоизменения, работы с предлогами и т. д..
- Центр связной речи. Содержит пособие, сюжетные картинки для составления рассказов, предложений, фраз.
- Центр обучения грамоте. Включает в себя пособия и дидактический материал для обучения грамоте дошкольников.
- Центр формирования слоговой структуры слова. Содержит пособия, картинки для формирования слоговой структуры слова.
- Научно-методический блок. Собрана методическая литература и программно-методическое обеспечение НОД.
В рабочей зоне учителя-логопеда находятся, папки-накопители с текущей документацией, учебная и методическая литература.
Также в кабинете ест технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, Kinekt.
Изостудия осащена как обычными столами, так и столами для рисования в технике "Эбру".
Изостудия оснащена центрами народных промыслов, интерактивной доской, репродукциями картин.
Изостудия посвящена представлению нового подхода к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Основным направлением работы является использование нетрадиционной техники рисования «Эбру». Эта техника позволяет детям развивать свою фантазию, творческое мышление, тактильные навыки и координацию движений.
Методика «Эбру» основана на создании уникальных абстрактных рисунков с использованием красоты и магического характера жидкости. Дети с увлечением наблюдают, как капельки краски распространяются по поверхности воды, создавая удивительные фигуры и узоры. Это помогает детям развивать свое художественное восприятие и воображение.
Работа с техникой «Эбру» требует от детей концентрации внимания и точности движений, что стимулирует развитие их мелкой моторики. Дети учатся контролировать силу и направление движений кисти, а также осознавать взаимосвязь между их действиями и результатом на холсте.
Одной из особенностей методики «Эбру» является ее способность развивать у детей самостоятельность и уверенность в своих возможностях. Каждый рисунок в этой технике уникален и неповторим, что позволяет детям раскрыть свои творческие способности и научиться ценить уникальность своих работ.
В рамках проекта предлагается проведение различных творческих занятий с использованием техники «Эбру». Дети и взрослые будут иметь возможность самостоятельно экспериментировать с красками и водой, создавать свои собственные произведения и рассказывать о своих творческих идеях.
Таким образом, методика «Эбру» способствует развитию художественного и эстетического восприятия детей дошкольного возраста, а также развивает их творческие и когнитивные способности. Эта техника рисования станет отличной основой для формирования художественного вкуса и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Также обеспечены необходимый набор инструментов и материалов:
- специализированные кюветы (емкости) для воды;
- гуаровая камедь (загуститель для воды);
- краски для Эбру;
- шило, расчески, палочки для создания узоров;
- бумага для переноса рисунка;
- ветошь для очистки инструментов и рук;
- пластиковые фартуки или защитная одежда для детей и взрослых;
- полотенца или бумажные салфетки.
Наличие оборудованных объектов спорта
Бассейн был открыт на 3 этаже детского сада с 1989 года.
Огромное удовольствие детям доставляет плавание в бассейне. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.
В нашем детском саду воспитанники посещают занятия в бассейне. Каждую неделю воспитанники от 3 до 7 лет погружаются в удивительный мир царицы Воды. Педагог по плаванью проводит разнообразные игровые упражнения для освоения техники спортивных и облегченных способов плавания, подвижные игры на воде, аэробные волны и др. Плавание, как вид спорта, эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Основные задачи, которые решаются в процессе обучения плаванию:
- закаливание;
- приобретение навыков плавания;
- разгрузка позвоночника;
- улучшение координации движений;
- увеличение силы тонуса и мышц;
- коррекция плоскостопия;
- постановка правильного дыхания;
- улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем;
- профилактика психологической перегрузки.
Образовательная деятельность в бассейне вызывают у детей чувство радости и удовольствия от движения, способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению, желанию научиться плавать, наслаждаться движением в воде. Веселое настроение, приятные эмоции, смех, радость способствуют общему оздоровлению детского организма!
Наличие оборудованных библиотек
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено.
Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Одним из актуальных современных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику трудового воспитания дошкольников. Практика современного подхода к трудовому воспитанию в МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты стала возможной в условиях созданной гончарной мастерской.
Именно эта точка зрения побудила нас к созданию и реализации проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей дошкольного возраста.
В условиях дошкольного образовательного учреждения как одного из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста в том числе особой категории.
В МБДОУ №103 «Русалочка» создана предметно-развивающая среда, которая представляет собой систему условий социализации, трудового воспитания и индивидуализации дошкольников.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных объектов спорта
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Документы отсутствуют